Ида

Фильм Павела Павликовского Ида, возможно, выиграет в этом году Оскар за лучший иностранный фильм, но это далеко не однозначно. В то время как некоторые опасаются, что он может пробудить против Польши стереотипы, другие обвиняют его в антисемитизме …

Атаки из левой и правой
Ида развязывает волну споров в Польше и проблему консервативных  и левых кругов. Фильм рассказывает историю молодого монаха сироты, выросшего в монастыре в пост-сталинской Польше в начале 1960-х годов. Незадолго до этого, в фильме сделаны окончательное обеты, он учится на своих игуменьях, и о том что родился евреем и у него истинное имя Ида. Ее единственный живой родственник Ванда — сталинский судья, которая послала польские символы на виселице. Ванда и Ида расследовали смерть родителей Иды  и поняли, что польский крестьянин, который спрятал их, в конце концов и убил их. Ида разрывается между своей еврейской и католической идентичностью между монашеской жизнью и мире красивых мальчиков и джазовых клубов. Она должна выбрать жизнь, в которой будет жить.

Ида

Действительно, в последние месяцы многие здравомыслящие люди критикуют фильм за то, что он анти польский. Это не первый фильм с таким масштабом и такого класса, в котором есть Холокост, но не немцы! Польское право обвиняет Ида в анти польской политике, левые обвинили его в антисемитизме. Елена Датера, Варшавский Еврейский исторический институт, заявила, что «Ида представляет символ по простому принципу: то, что они хотят думать о польских евреях, которые строят социализм?  Они шлюхи и пьяны «.

Ида и история
В сентябре 1939 года Польша была захвачена как нацистской Германии  так и Советским Союзом. Ни одна другая страна в Европе не претерпела столь жестокой оккупации. В войне погибло шесть миллионов польских граждан (наполовину евреи, наполовину этнические поляки и другие меньшинства). После его жители — как язычники и иудеи восстали героически против нацистов, Варшава опустошила землю и была уничтожена больше, чем любой другой город во время Второй мировой войны, в том числе Хиросима и Нагасаки.

Большинство не еврейских  поляков сами боролись за выживание в беспрецедентной жестокой оккупации. Кроме того, полякам, помогавшим евреям, была присуждена смертная казнь. Плакаты, напоминающие полякам об евреях видели везде в оккупированной Польше. Определенным меньшинствам поляков был вынесен приговор убивать евреев. Польская «синяя полиция» часто искала дома поляков в поисках скрытых евреев.  Жертвы в каждом городе варьировались  до нескольких сотен людей.

Ида в плену

Ицхак Шамир, прямо премьер-министр Израиля заявил в 1980-х годах: «Поляки скручены с антисемитизмом в грудном молоке», который отражает такие-то и такие же чувства — Безусловно вредоносных поляков, которые рисковали своей жизнью из-за своих еврейских соседей, и многие другие, которые так и сделали, но чувствовали солидарность с евреями.

Но все-таки надо сказать, что в то время евреи были непропорционально представлены среди польской политической элиты, они были недостаточно представлены в коммунистической партии на местном уровне. До Второй мировой войны большинство польских евреев проголосовали за Бунд (социалистической, но анти-коммунистической партии, содействие ассимиляции евреев), а затем Польской социалистической партии и различных сионистских партиях. Коммунисты получили только маленькие еврейские голоса. В 1980 многие поляки еврейского происхождения — такие, как Марек Эдельман, герой восстания в Варшавском гетто, Адам Михник и Бронислав Геремек — были старшими членами солидарности с Лехом Валенсой.